Главный Якутский праздник Ысыах Олонхо, история и традиции

Досуг и отдых

Ысыах Олонхо, Праздник Белого Изобилия, День Летнего Солнцестояния в Якутии длится несколько дней.

Проходит 20-21 июня в честь долгожданного лета, наступившего на всей северной территории. Порядок его проведения очень важен и утверждается на республиканском уровне.

праздник

Из глубокой древности пришли к якутам эти священные церемонии. Обряды кормления и поения Огня, Солнца и Неба лежат в основе этих событий. Насчитывается десятки священнодействий, разворачивающихся в эти дни.

Надо сказать, что у каждой народности есть свой эпос. Литературный источник, рассказывающий о главных сюжетах и героях нации. У Якутии это эпос народа Саха Олонхо. Взаимопроникновение жизни и поэмы настолько глубокое, что празднование носит одноимённое имя, состоящее из двух понятий: Ысыах Олонхо.

Другими словами, именно здесь говорится о том, что Бог, Юрюн Айыы Тойон, сотворил всё, что видит человек. Ему подарен Срединный мир. А то, что он не видит: богов, мир духов – он не воспринимает. Сахалары (название народа саха) являются родственниками божества — Айыы. Поэтому уздечки и поводки, которые держат всадники в руках на Ысыахе, символизируют власть небожителей над людьми. На каждой территории вкопаны столбы, за которые привязывают своих животных большие высокие гости.

Лошадь

Божества видят в сахаларах не рабов. Скорее, существ, ограниченных собственными представлениями.  И эти существа нуждаются в помощи в трудных ситуациях.

Интересная статья, почитайте: — Что такое Международный день Солнца и для чего он проводится.

Изначально Олонхо полностью был погружён в дух тенгрианства. Это самая древняя монотеистичесая религия, возникшей задолго до буддизма, христианства и иудаизма. Она возникла на Алтае в сказаниях кочевых тюрков. Поэтому празднование пропитано скрытым посланием праотцов.

Праздник

Каким образом предки современных якутов передавали информацию потомкам?  Конечно, в древних рифмах эпоса. Основным же способом передачи знаний стали ритуалы и обряды, вытекающие из тенгрианства.

Некоторое время назад священнодействие было заменено театральностью. Чтецы читали древние стихосложения, танцоры показывали костюмы и действа. Шаманы кружились в плясках, «угощая» кумысом солнце, огонь и небо.

История праздника

Участники празднования ведут себя так, как будто у них гостят уважаемые и любимые родственники.  Хочется, и угостить их, накормить, и показать силу, ловкость. Удивить танцем, обновами. Поговорить по душам, поделиться проблемами. А под личиной родственников на землю приходят Боги. Именно это и является главным драматическим замесом Ысыаха.

Участники празднования

Надо сказать, что якутский праздник всегда был и остаётся образовательным и развлекающим. В нём есть настрой на соревновательность, желание победы. Его атмосфера не похожа на мрачное языческое священнодействие, наполненное глухими шаманскими заклинаниями.

Интересная статья, почитайте: — Осенины и Праздник Урожая: один ли это праздник или нет.

Там нет заунывной музыки. Наоборот, она, как и состязания — весёлые. Соревнования требуют силовой подготовки и находчивости. Вот примеры некоторых из них:

  • прыжки на одной ноге;
  • прыжки на двух ногах по меткам;
  • конкурс на поедание наибольшего количества пищи;
  • питьё кумыса до победы.

Можно подумать, что это пионерские старты из далекого детства. Потому что все участники воспринимают состязания с восторгом.

Празднование

Но не только в открытом характере местного населения дело. Здесь скрыта глубокая тайна. По поверьям, каждая такая игра является ритуальным актом перепрошивки своей жизни. Её перепрограммированием. Еда — это символ достатка, а прыжки позволяют перепрыгнуть через неудачи. В результате люди меняют свою судьбу на целый год вперёд. Веселясь и хохоча. Изменения идут в положительном ключе: и в силовых, и в шуточных состязаниях счастливая жизнь даруется человеку с самого начала. Люди как на ладони перед Небожителями с конскими упряжками за спиной.  Ведь они – вестники Отца всего сущего Тенгри.

Рекомендуем к прочтению, интересно узнать: — День дачника в России – 23 июля, особенности и традиции.

Некоторое время назад организаторы фестиваля хотели полностью отказаться от театральной стороны. Они решили, что сакральная часть ритуалов – самая важная. Но такой радикальный подход решили отменить. День летнего солнцестояния отмечают многие национальности нашей страны. Не только народы Саха. На земле Якутии живут и православные христиане, и буддисты. И атеисты.

летний праздник

Конечно, он был и остаётся главной мистерией якутян. Но это ещё и общечеловеческий праздник. Ибо он связан с верой в Единого Творца. Поэтому так красивы и нарядны женщины. Так мужественны мужчины. Так веселы и стар, и млад.

Как празднуют

Один раз в год Ысыах Олонхо проводится в разных местах: то в Вилюйском, то в Алданском районе, то в Мирном. И одновременно он отмечается в каждом селении. Каждой семье. Якуты очень рады гостям и всегда стремятся приглашать к себе интересные коллективы из всех уголков России.

Мир Огородик
Добавить комментарий