Осенины и Праздник Урожая: один ли это праздник или нет

Богатый урожай Досуг и отдых

Интересно, насколько отличается проведение современного веселья и праздника из российского календаря, берущего начало в глубине веков? Вот, например, Луков день. Или Спасов. Или Пасекин. А вот еще: день Луковой слезы. Как проводили это время наши предки – славяне? Всё выше перечисленное относится к 21 сентября, единственному сентябрьскому дню, когда люди прощались с летом и приглашали к себе осень.

ovoschi-na-vystavkah

Это время носит название Осенины. Уточним, что Пасекин день — когда пчелиные ульи готовили к зиме. Или: Луков день (день Луковой слезы) – когда выкапывали последние луковицы из земли.

В советский период 21 сентября стал Праздником Урожая. Можно было выдохнуть от тяжелой работы и позвать гостей. Накрыть большой стол, открыть заготовки. Петь и танцевать под гармошку, устроив «пир на весь мир».

Урожай

К тому же на это время приходится первый праздник церковного года — Рождество Богородицы. Нельзя шить, наводить порядок, натирать полы. Нельзя есть чужой хлеб, только свой, который выпечен в семье. Нельзя работать на земле: земля отдыхает.

Почитайте, интересно узнать: — Что такое Международный день Солнца и для чего он проводится.

Обряды

Посмотрим внимательнее на обряды, которые совершали славяне Древней Руси в день осеннего равноденствия. Интересно, что во многих языческих традициях постепенно стала проявляться православная составляющая. Рассмотрим некоторые из них.

Во-первых: обряд обновления огня. Славяне обычно гасили весь огонь в доме и зажигали «новый». «Новый» добывали древнейшим способом: высекали искру ударами камня о камень или тёрли палку о палку. Наши предки верили, что огонь, добытый подобным способом в святой день, заряжен особой силой.

Празднование

Во-вторых: обряд освящения водоёмов. У женщин в Осенины была особенная традиция: с овсяными хлебами и киселём встречать у воды «матушку Осень». Не трудно догадаться, что прообразом Осени со временем стала сама Дева Мария. Самая старая женщина рода стояла с принесенными дарами и читала молитву Пресвятой Деве. Все остальные ходили вокруг нее хороводом и пели песни. После этого хлеб делился на части и раздавался всем участникам обряда.

Обряды

Дома хозяйка скармливала его домашнему скоту. По представлениям наших предков, это должно было гарантировать хороший приплод на будущую весну. Родниковая вода тоже в этот день считалась святой. Ей можно было окроплять домашних животных, своё жилище, близких людей.

Празднование

В-третьих, обряд посещения новобрачных. Молодые звали в свой дом всю родню, а заодно, и своих знакомых. По традиции хозяйка угощала всех приглашенных обедом и показывала им свой дом. Считалось, что гости должны были восторженно отзываться о домовитости женщины, но не забывать про советы и наставления. Молодой хозяин должен был открывать для всех родственников амбары с запасами на зиму и конюшни с упряжками. После «презентаций» дома и амбаров принято было угощать всех пивом на свежем воздухе.

Интересная статья, почитайте: — Главный Якутский праздник Ысыах Олонхо, история и традиции.

В-четвертых: моление о ребенке. Бездетные люди и пары, недавно вступившие в брак, молились о потомстве. Женщины, которые хотели родить малыша в текущем году, накрывали богатый стол для бедных и просили своих гостей помолиться за здоровье своих будущих детей. «Водицу утром возьми, умойся и попей, молодой останешься и дите принесешь», – советовали набожные люди.

В-пятых: собрание на «сельскую братчину» — застолье, в котором принимали участие все жители округи. На братчине мирились, обсуждали новости, заключали договора. Богатый урожай сопровождался пышным и весёлым торжеством. Заметим, что на праздничном столе обязательно присутствовала кутья из крупы и меда. Для памяти об усопших предках.

Праздник урожая

Так, в этот счастливый и благодатный «Поднесеньев день» (еще одно его название) сочеталось прошлое, настоящее и будущее славянского рода. Еда заготовлена до весны. Животные – в стойлах. Дома утеплены. Можно с чистой совестью, уходить в длительный отпуск.

День Урожая в садовом товариществе

У соседей в садовом товариществе тоже стали проводить этот славное празднество. Ведущая, оптимистичная женщина, начала с того, что в этот день мы собираемся не поспорить с начальством и поговорить о насущных делах, а поделиться своей радостью, отдохнуть. Потом поздравила немногих собравшихся истинных огородников и садоводов с их родным праздником.

Сначала загадки. Вы, мол, такие умные и умудрённые опытом люди, начнёте как орешки, их щелкать. Вот, например: «Заплата на заплате, а иглы не бывало». Мы подумали и сказали: «Капуста». Следующая загадка была сложнее: «Жёлтая курица под плетнем дуется». Перебрали всё, но ответ оказался простым – «Тыква». Над третьей думали долго: «На одном быке семь шкур». Ответов было несколько, но самым правильным оказался «Лук».

Развлечения

Дальше пошло веселее. Нужно было быстро прочитать скороговорку. Ведущая вручила самой смелой бабушке листок, на котором было написано: «Пришёл Прокоп – кипел укроп. Ушёл Прокоп – кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так без Прокопа кипит укроп». Смешно получалось, вернее, ни у кого не получалось.

Следующие конкурсы «Фантазии садовника» и «Чудесное поле» провалились. Они были связаны с домашним заданием, и никто не принес с собой необычное растение и букет цветов со своей фазенды. Зато потом «Сладку ягоду» пели все присутствующие.

В самом конце организаторы устроили сюрприз: пригласили в гости специалиста по выращиванию садово-огородных культур. Ему можно было задать любой вопрос. Присутствующие немного замешкались, но идею оценили.

Праздник урожая

Наступил вечер. Пора было заканчивать. Из пожеланий на следующий праздник запомнилось угощение своим вареньем или соленьем. Все согласились. А так же оценили состоявшееся действие на «твёрдую четверку с плюсом». Конечно, сравнивать древнее священнодействие и весёлое собрание дачников рановато. День Урожая из российского календаря ещё молод. Но выводы уже можно сделать самим.

Мир Огородик
Добавить комментарий